Сергей Эйзенштейн

Сергей Эйзенштейн

Сергей Эйзенштейн — советский кинорежиссёр и сценарист. Во время Гражданской войны служил в Красной армии, а после демобилизации заинтересовался театром. Сначала был декоратором, но вскоре начал сам ставить спектакли. Как режиссёр кино дебютировал в первой половине 1920-х годов. В число самых известных его работ входят проекты «Броненосец «Потёмкин», «Александр Невский» и цикл фильмов об Иване Грозном.

Краткая информация:

Настоящее имя: Эйзенштейн Сергей Михайлович

Возраст на момент смерти: 50 лет

Дата рождения: 22.01.1898

Место рождения: Российская империя, г. Рига

Дата cмерти: 11.02.1948

Место смерти: СССР, г. Москва

Знак зодиака: Водолей

Гражданство: Россия

Семейное положение: Не был женат

Детство и юность

Эйзенштейн Сергей Михайлович родился 22 января 1898 года (по старому стилю — 10 января) в Риге. Его семья была обеспеченной. Дедушки по материнской и отцовской линии были купцами. Михаил Осипович — отец будущего режиссёра — работал инженером, а позднее стал городским архитектором Риги и заслужил чин действительного статского советника. Он умер в эмиграции в Берлине.

Эйзенштейн вспоминал, что никогда ни в чём не нуждался. Приданное матери обеспечило семье безбедное существование. Однако в детстве мальчик не чувствовал себя счастливым. Хотя родители любили сына, они не стремились уделять ему много времени. Мать и отец были заняты своими делами, поэтому ребёнка воспитывала прислуга. Он получил домашнее образование и в совершенстве овладел тремя иностранными языками. Также мальчика учили ездить верхом и играть на рояле.

Вскоре после начала Первой русской революции семья поселилась в Берлине. Здесь будущий режиссёр посмотрел свой первый фильм. Через два года Эйзенштейны вернулись в Ригу, где Сергей начал учиться в реальном училище. В подростковом возрасте он увлёкся рисованием, создавая комиксы и карикатуры. В число его увлечений этого периода вошла и фотография.

Отношения между родителями постепенно ухудшались. После возвращения в Ригу они подали на развод. В 1912 году он был оформлен официально. Суд постановил оставить мальчика с отцом. Мать поселилась в Санкт-Петербурге, где Сергей навещал её по праздникам. Отец был уверен, что сын пойдёт по его стопам. В 1915 году юноша начал учиться в Петроградском институте гражданских инженеров.

Всё изменилось с началом революции. В 1917 году молодой человек был призван на службу. Осенью он был членом отряда, ожидающего наступления казаков на Петроград. В 1918 году он ненадолго вернулся в институт, но затем добровольно вступил в Красную армию. Отношения с отцом ухудшались, и вскоре последовал практически полный разрыв. Михаил Осипович не смог принять революцию и эмигрировал в Берлин, где женился повторно.

Сергей Михайлович, напротив, с восторгом встретил изменение политического строя. В армии он прошёл путь от телефониста до сапёра и техника-строителя. Молодой человек служил до 1921 года. В этот период он впервые начал ставить спектакли. Эйзенштейн активно участвовал в самодеятельности как декоратор, актёр и режиссёр. Позднее он признавался, что именно благодаря революции почувствовал себя свободным и смог раскрыть свой потенциал.

Сергей Эйзенштейн

Сергей Эйзенштейн в молодости

Профессиональная деятельность

После службы Сергей Эйзенштейн получил направление на курсы переводчиков японского языка. Он переехал в Москву, где недолго посещал занятия. Вскоре после переезда молодой человек устроился в театральную труппу и бросил изучение языка. Эйзенштейн стал художником-декоратором. Он приветствовал нарушение устоев классического искусства и стремился к реформам в театре.

Параллельно с работой Сергей Михайлович начал изучать режиссёрское мастерство. Он посещал мастерские под руководством театрального деятеля Всеволода Мейерхольда. В этот период молодой человек продолжал работать декоратором, но вскоре стал режиссёром. Он работал над несколькими спектаклями, в том числе ставил пьесу Александра Островского «На всякого мудреца довольно простоты».

Эйзенштейн использовал новые приёмы, чтобы привлечь зрителей. Позднее он внедрял новаторские идеи и в своих фильмах. Первый опыт в кинематографе Сергей Михайлович получил в начале 1920-х годов. Он перемонтировал немецкую ленту «Доктор Мабузе, игрок» для советского проката. Переходом от театра к кино стала короткометражка «Дневник Гумилёва», снятая им в 1923 году. Работа считалась утраченной, но в 1970-х годах была обнаружена копия.

В середине 1920-х начинающий режиссёр начал разрабатывать цикл из нескольких фильмов на тему революции. Ему удалось снять только один из них. Первая полнометражная картина постановщика под названием «Стачка» была выпущена в 1925 году. Экспериментальные приёмы Эйзенштейна привлекли внимание публики. Однако критики ругали проект за то, что он казался слишком сложным для обывателя.

Успех дебютной ленты принёс первую известность постановщику. Ему поручили съёмки предстоящего исторического фильма о революции 1905 года. К 20-летию событий была выпущена картина «Броненосец «Потёмкин». Сергей Михайлович вновь использовал непривычную постановку кадров и свои фирменные приёмы. Ленту ждал оглушительный успех. Она была с восторгом встречена не только в СССР, но и за границей. «Броненосец «Потёмкин» считается одним из лучших фильмов в мировом кинематографе XX века.

Следующий проект постановщика затрагивал тему революции 1917 года. Историческая эпопея «Октябрь» вышла на экраны в 1928 году. Картина считается последней частью трилогии Эйзенштейна, посвящённой революционным событиям. Фильм оказался менее успешным, чем его предшественник, и вызвал многочисленные споры среди кинокритиков.

После премьеры постановщик возобновил работу над драмой «Старое и новое», съёмки которой велись ещё до «Октября». Лента вышла в прокат в 1929 году, но вскоре была запрещена к показу. В ней были слишком откровенно показаны кадры нищеты деревенских жителей, из-за чего её подвергли строгой цензуре. После завершения монтажа Сергей Михайлович отправился в Европу, где участвовал в конгрессе независимого кино.

При участии режиссёра за границей были сняты несколько экспериментальных проектов. Также Эйзенштейн писал сценарии к фильмам для студии Paramount, хотя они не были сняты. За границей постановщик снял такие документальные ленты, как «Да здравствует Мексика!» и «Эйзенштейн в Мексике», но их выход был отложен из-за недостатка финансирования.

Советские власти начали считать, что Сергей Михайлович порвал связи со своей страной. Ему пришлось возвращаться в Москву, но возобновить работу в СССР оказалось не так просто. Новые замыслы режиссёра не встречали поддержки властей. Он написал несколько сценариев, но так и не смог запустить их в разработку. Лишь в середине 1930-х годов постановщику удалось вернуться в кино.

В 1935 году Эйзенштейн сообщил, что начал работать над новым фильмом. В основу сценария драмы «Бежин луг» легла история Павлика Морозова. Монтаж был завершён через два года. После тестового просмотра цензура остановила работу. Постановщику пришлось признать свои ошибки публично и сильно переделать сценарий. Однако завершить ленту ему так и не удалось. Сохранились лишь несколько метров плёнки отснятого материала и режиссёрский сценарий, на основании которых в 1960-х смонтировали фотофильм.

Тяжёлой стала судьба и следующего проекта Сергея Михайловича. После предыдущей ленты ему запретили преподавательскую деятельность. Режиссёра могли лишить возможности снимать кино. Разрешение на съёмки «Александра Невского» ему выдали на строгих условиях. Эйзенштейну пришлось несколько раз переписывать сценарий, прежде чем он удовлетворил цензоров.

Итоговый вариант фильма утверждал лично Иосиф Сталин. Выход в прокат состоялся в 1938 году. Постановщик получил за ленту несколько государственных наград. Отзывы критиков и зрителей были восторженными. Позднее картину выпустили в Европе. После начала Великой Отечественной войны показ в советских кинотеатрах возобновился. Сам режиссёр с началом военных действий активно занимался общественной деятельностью и участвовал в антифашистских мероприятиях.

Фильмография Сергея Эйзенштейна

Популярные фильмы Сергея Эйзенштейна по версии «КиноПоиск»:
  • 1924 —«Стачка»
  • 1925 —«Броненосец «Потёмкин»»
  • 1927 —«Октябрь»
  • 1929 —«Старое и новое»
  • 1932 —«Да здравствует Мексика!»
  • 1933 —«Гром над Мексикой»
  • 1938 —«Александр Невский»
  • 1943 —«Семена Свободы»
  • 1944 —«Иван Грозный»
  • 1945 —«Иван Грозный. Сказ второй: Боярский заговор»
Сергей Эйзенштейн

Последние годы

Сергей Эйзенштейн продолжал активно работать до самой смерти. Последний его крупный проект был посвящён эпохе царствования Ивана Грозного. К работе над фильмом режиссёр приступил незадолго до начала Великой Отечественной войны. Идея снять ленту, посвящённую царю, принадлежала Иосифу Сталину. Сценарий написал сам Эйзенштейн, а политический лидер лично его утверждал.

Съёмки стартовали уже после начала войны. Постановщик разбил картину на две части, поскольку не мог уложиться в небольшой хронометраж. Первая лента была посвящена величию царства и Ивана Грозного. Второй фильм поднимал трагические темы и показывал безумство русского царя. «Иван Грозный» вышел в прокат в начале 1945 года. Сталин был в восторге от первой картины. За неё Эйзенштейн был награждён Сталинской премией I степени.

Вторую ленту ждала другая судьба. Царь в ней был изображён безумцем, как и его войско опричников. Иосиф Сталин после предварительного просмотра запретил выпускать фильм в прокат. Он потребовал переснять картину. Сергей Михайлович едва не впал в немилость и переживал за судьбу своего проекта. После личной встречи со Сталиным он продолжил работу. К этому моменту здоровье режиссёра уже было подорвано. В 1946 году он перенёс инфаркт, после которого долго восстанавливался в больнице и в санатории.

Переделать вторую часть «Ивана Грозного» постановщик не успел. 11 февраля 1948 года он скончался в результате сердечного приступа. Режиссёр был похоронен на столичном Новодевичьем кладбище. Фильм был выпущен через десять лет после смерти Эйзенштейна. Сергей Михайлович планировал снять и третью ленту, но работа осталась неоконченной. Сохранились лишь отдельные фрагменты и подготовительный материал.

Награды и звания

  • 1925 —«Золотая медаль на Всемирной выставке декоративных искусств в Париже — за фильм «Стачка»»
  • 1935 —«Заслуженный деятель искусств РСФСР»
  • 1939 —«Орден Ленина — за фильм «Александр Невский» »
  • 1940 —«Юбилейный значок «20 лет советской кинематографии»»
  • 1941 —«Сталинская премия I степени (за фильм «Александр Невский»)»
  • 1946 —«Сталинская премия I степени (за 1-ю серию фильма «Иван Грозный»)»
  • 1946 —«Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»»
Сергей Эйзенштейн

Личная жизнь и семья

Сергей Эйзенштейн состоял в браке с 1934 года. Во время съёмок фильма «Броненосец Потёмкин» он познакомился с критиком Перл Фогельман. По утверждениям современников и самого режиссёра, их отношения даже после свадьбы оставались платоническими. Исследователи творчества постановщика неоднократно спорили о его ориентации. Сам Эйзенштейн утверждал, что не испытывает романтического интереса ни к мужчинам, ни к женщинам.

Отношения с Фогельман были товарищескими. Она была его верной спутницей, которая помогала упорядочить быт. После смерти Сергея Михайловича жена стала хранительницей его архива, а также составителем посмертного собрания сочинений режиссёра. Детей у пары не было. Исследователи приписывают постановщику отношения с ассистенткой Елизаветой Телешевой, которые также были платоническими. Когда они завершились, Эйзенштейн вернулся к Фогельман.

Сергей Эйзенштейн