Возраст: 84 года
Дата рождения: 07.09.1940
Место рождения: Италия, г. Рим
Знак зодиака: Дева
Гражданство: Италия
Семейное положение: Разведен
Детство и юность
Дарио Ардженто родился 7 сентября 1940 года в Риме. Его семья была связана с кинематографом, что в дальнейшем определило выбор профессии. Отец — Сальваторе Ардженто — был продюсером сицилийского происхождения и играл важную роль в итальянском послевоенном кинематографе. Дядя Дарио также был продюсером и писал сценарии. Мать была родом из Бразилии, но имела итальянские корни. Ардженто ещё в школьные годы начал писать рецензии на фильмы, которые публиковались в римских журналах.

Дарио Ардженто в молодости
Профессиональная деятельность
Дарио Ардженто долгое время работал кинокритиком. Он несколько лет писал обзоры для ежедневной римской газеты. Параллельно молодой человек начал пробовать силы в качестве сценариста. Первые его работы относятся к жанру вестерна. В конце 1960-х годов он написал сценарии более чем к десятку проектов. Самым знаковым фильмом этого периода для него стал вестерн «Однажды на Диком Западе» Серджио Леоне. Ардженто прописывал некоторые сцены, а также попробовал силы в качестве помощника режиссёра.
Дебютной работой Дарио в роли режиссёра стала картина «Птица с хрустальным оперением». Ардженто познакомился с романом американского писателя Фредерика Брауна «Кричащая Мими» и решил экранизировать его. Сценарий был готов через несколько недель. Дарио работал над ним во время отдыха в Тунисе. Первоначально он не планировал занимать режиссёрское кресло, но когда несколько постановщиков отказались возглавить проект, передумал.
На этапе производства Дарио неоднократно вносил изменения в сценарий, и вскоре от сюжетной линии Брауна осталось не так много. Во время съёмок режиссёра едва не уволили, поскольку ему не хватало опыта. И всё же ему удалось завершить работу. Премьера «Птицы с хрустальным оперением» состоялась в феврале 1970 года. Лента стала одной из самых кассовых картин в Италии того периода. Позднее она была выпущена в США, где также имела коммерческий успех.
Дебют постановщика высоко оценили и кинокритики. Фильм принёс Ардженто известность не только в Италии, но и за границей. «Птица с хрустальным оперением» стала первой частью «Трилогии животных», над которой в 1970-х продолжил работать режиссёр. Позднее он выпустил ещё два триллера. Одним из них стал проект «Кошка о девяти хвостах» 1971 года, который относится к поджанру джалло.
Дарио работал над сценарием вместе с Дардано Саккетти. На этапе производства между ними возник спор, широко освещаемый в прессе. Ардженто настаивал на единоличном праве на сценарий, поскольку основное производство было основано на тексте, написанном только им. Это стало одной из причин того, почему постановщик в дальнейшем не был доволен фильмом. Он называл ленту одной из самых нелюбимых своих работ.
«Кошка о девяти хвостах» была популярна в Италии, но в других европейских странах успеха не имела. Также ленту тепло встретили американские зрители. Отзывы критиков в основном были положительными. Через несколько месяцев после премьеры режиссёр представил публике завершающую часть трилогии, получившую название «Четыре мухи на сером бархате». Картина имела коммерческий успех и получила много положительных отзывов.
В следующие годы Дарио решил отойти от жанра джалло. Следующим проектом, над которым он работал, стала историческая драма «Пять дней». Главную роль исполнил Адриано Челентано. Ещё через два года постановщик снял детективный триллер «Кроваво-красное», который считается одной из лучших работ Ардженто. Премьера состоялась в 1975 году. В дальнейшем многие режиссёры вдохновлялись этим фильмом, в том числе Джон Карпентер.
Следующей знаковой работой Дарио стал фильм ужасов «Суспирия». Некоторые критики считают, что эта лента является вершиной карьеры режиссёра. Сценарий был частично написан под влиянием мультфильма «Белоснежка и семь гномов» и сказки «Синяя Борода». Также Ардженто вдохновлялся эссе Томаса де Квинси. Во время путешествия по Европе режиссёр увлекся психологией и оккультизмом, что тоже было отражено в новом проекте.
При работе над картиной Дарио использовал стилистические приёмы, в дальнейшем ставшие для него отличительными. Пленку, на которую снимали фильм, позднее обработали, чтобы получить максимально насыщенные цвета. Премьера «Суспирии» состоялась в 1977 году. В дальнейшем лента стала первой частью трилогии «Три матери», над которой продолжил работать постановщик.
Второй фильм цикла вышел на экраны в 1980 году. Поскольку «Суспирия» имела коммерческий успех, постановщик решил снимать трилогию, о чём и рассказал журналистам. Продолжение получило название «Инферно». Частично съёмки финансировала студия 20th Century Fox. Работа над лентой тяжело далась режиссёру. В это время он заболел гепатитом и снимал некоторые сцены лёжа. Позднее его госпитализировали.
Фильм вышел в ограниченный прокат, поэтому кассовые сборы были скромными. В дальнейшем критики высоко оценили картину, хотя первые отзывы были прохладными. Сам Ардженто не любил вспоминать об «Инферно», поскольку эти воспоминания были омрачены тяжёлой болезнью. В следующие десятилетия он забросил работу над трилогией, завершив её только в 2007 году.
В 1980-х Дарио продолжил работать с фильмами джалло, экспериментируя с классическим жанром и его разновидностями. В это время состоялась премьера таких проектов, как «Дрожь», «Ужас в опере». В 1985 году постановщик выпустил фильм ужасов «Феномен», который стал для него одним из самых личных в карьере. Мнения критиков по поводу ленты разделились, но она никого не оставила равнодушным. «Феномен» имел коммерческий успех.
Режиссёр также был задействован в телевизионных проектах, принимал участие в съёмках рекламы. Он сделал перерыв в режиссуре, чтобы написать несколько сценариев. В качестве продюсера Ардженто работал над сериалом «Очередная ночь» для итальянского телевидения. Был он и постановщиком телевизионного шоу показа мод. Оно стало одним из самых рейтинговых на телевидении Италии.
1990-е годы знаменуют спад карьеры Дарио. В этот период он снял лишь несколько фильмов. В их число входят ленты «Травма», «Синдром Стендаля», «Призрак оперы». Главные роли в них исполнила дочь режиссёра Азия. Проекты не имели особого успеха у зрителей и критиков. Интерес к творчеству Ардженто постепенно начал ослабевать, поскольку его работы не оправдывали ожиданий.
В 2000-х постановщик снял ещё несколько картин, хотя ни одна из них не смогла повторить успеха его культовых фильмов. В это время на экраны вышли такие работы Дарио, как «Без сна», «Игрок», «Вам нравится Хичкок?». Все они получили неоднозначные отзывы. Критики и поклонники не оценили стремление режиссёра снимать фильмы в современном стиле. Многие решили, что его проекты теряют свою изюминку.
Ардженто завершил свою трилогию «Три матери» в 2007 году, выпустив фильм «Мать слёз». Несмотря на то, что он содержит множество отсылок к ранним лентам режиссёра, критики встретили его достаточно прохладно. Позднее состоялась премьера картины «Джалло», но она провалилась в прокате. Ещё более неудачным оказался фильм ужасов «Дракула 3D», выпущенный в 2012 году. Экранизация романа Брэма Стокера получила в основном отрицательные отзывы.
Фильмография
Популярные фильмы с участием Дарио Ардженто по версии «КиноПоиск»:- 1970 —«Птица с хрустальным оперением»
- 1971 —«Кошка о девяти хвостах»
- 1973 —«Пять дней»
- 1975 —«Кроваво-красное»
- 1977 —«Суспирия»
- 1980 —«Преисподняя»
- 1982 —«Дрожь»
- 1984 —«Феномен»
- 1987 —«Ужас в опере»
- 1996 —«Синдром Стендаля»

Дарио Ардженто на съёмках
Дарио Ардженто сейчас
Дарио Ардженто не выпускал новых фильмов в течение нескольких лет. Последней его сценарной и режиссёрской работой стал триллер «Тёмные очки». Впервые идея этого проекта возникла у него в начале 2000-х. Тогда не удалось приступить к съёмкам из-за банкротства продюсерской компании, которая должна была заниматься производством. Лишь в 2021 году получилось вернуться к идее.
Премьера картины состоялась в начале 2022 года в рамках Берлинского кинофестиваля. После этого лента была выпущена в итальянский прокат, а ещё через несколько месяцев её начали показывать в кинотеатрах Северной Америки и Европы. Критики встретили фильм прохладно. Они отмечали, что этой работе не хватает напряженности и стиля, которые были характерны для ранних проектов режиссёра.

Личная жизнь и семья
Дарио Ардженто вступил в брак в начале своей карьеры. В 1968 году его женой стала Мариса Касале — правнучка известного итальянского композитора Альфредо Казелла. Союз распался в 1972 году. За это время у пары родилась дочь, получившая имя Фьоре. После развода постановщик встречался с актрисой Дарией Николоди. В официальный брак они так и не вступили. У пары родилась дочь. Азия Ардженто пошла по стопам отца и стала актрисой и режиссёром.

Дарио Ардженто с дочерью Азией Ардженто