Возраст: 58 лет
Дата рождения: 09.08.1966
Место рождения: г. Казань
Знак зодиака: Лев
Гражданство: Россия
Семейное положение: Не женат
Ранние годы
Хуснуллин Марат Шакирзянович родился 9 августа 1966 года в Казани. Однако его детские годы прошли в многонациональном городке Чистополе, расположенном в 100 км от Казани, на левом побережье реки Камы. Он воспитывался в традиционной татарской семье, чтущей национальные обычаи. С раннего детства Хуснуллину прививали любовь к труду, настойчивость и целеустремлённость.
Мать Марата Хуснуллина — медсестра по образованию. Работая судовым медиком на теплоходах, курсирующих по Волге, Неве и Дону, она часто брала сына с собой, на борту он проводил и все каникулы. У мальчика была возможность любоваться красотами родного края и мечтать о карьере капитана, однако к выпуску из средней школы Чистополя Марат Хуснуллин решил поступать на экономический факультет.
Определившись с направлением, в 1983 году Марат Хуснуллин поступает в Казанский государственный финансово-экономический институт. Через год ему приходится делать в образовании перерыв, так как тогда были отменены отсрочки от военной службы для студентов. На два года Хуснуллин уходит в армию. Продолжить образование он сможет только после демобилизации в 1986 году.
Образование
Казанский государственный финансово-экономический институт (КГФЭИ) Марат Хуснуллин окончил в 1990 году, получив диплом экономиста. Помимо высшего образования, в вузе молодой человек обретает опыт работы в лаборатории. Кроме того, ещё во время обучения Марат Шакирзянович работал бухгалтером, а затем и председателем строительного кооператива «Темп».
Позже Хуснуллин продолжил совершенствовать управленческие навыки, в 2000 году он прошёл курс по специальности «профессиональный менеджмент» в Открытом университете Великобритании. В 2006 году он защитил диссертацию по теме «Стратегия управления инвестиционной деятельностью в регионе (на примере Республики Татарстан)» и получил учёную степень кандидата экономических наук.
Начало карьеры
Трудовую деятельность Хуснуллин начал ещё до прохождения срочной службы в рядах советской армии. Сразу после поступления в вуз он получил должность лаборанта в КГФЭИ. После возвращения из армии так же одновременно учился и работал, в 1987 году стал бухгалтером строительного кооператива «Темп», а позднее — его председателем. В 1995 году он перешёл в «Интерпластсервис», два года был генеральным директором этой компании.
Следующим местом работы стала строительная торгово-промышленная фирма «Ак Барс». Один из крупнейших в регионе холдингов Марат Шакирзянович возглавлял до 2000 года. Под его руководством были реализованы десятки крупных инфраструктурных и строительных проектов в Казани и других населённых пунктах Татарстана.
Профессиональная деятельность
Интерес к политике и государственной службе Марат Хуснуллин проявил в 1990-е годы. В 1999 году он стал депутатом Госсовета Республики Татарстан второго созыва. Хорошо показав себя, в 2000 году он получил приглашение в крупную корпорацию ГУП ПЭО «Татэнерго».
В «Татэнерго», обеспечивающей целый регион электро- и тепловой энергией, Хуснуллин занимал должность заместителя генерального директора, директора по материально-техническим ресурсам, инвестициям и строительству. Всего за год он успел заявить о себе как о талантливом руководителе. Обладая такой репутацией, в 2001 году он сумел получить министерский пост.
Вынужденно сняв с себя полномочия депутата, Хуснуллин перешёл на работу в Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан. Активно привлекая в регион федеральные деньги, новый министр строительства начал глобальную реновацию — снос ветхого жилья и строительство современных жилых комплексов.
Проект расселения людей из ветхого жилья охватил не только столицу Татарстана Казань, но и соседние Елабугу, Набережные Челны, Нижнекамск. На эти годы пришёлся пик строительства в регионе — расширение территорий крупных городов Татарстана, создание современной и комфортной инфраструктуры. Жители положительно отзывались об изменениях городского пространства.
Одно из введённых Хуснуллиным новшеств — разработка типовых кварталов и целых микрорайонов. Сэкономленные на разработке и многоуровневым согласовании отдельных дизайн-проектов средства пошли на улучшение качества дорог и строительство социальных объектов. Доступное, комфортное современное жильё с минимальными вложениями — глобальная и своевременная идея, которую активно начал реализовывать министр строительства Хуснуллин.
Период до 2010 года, когда Марат Шакирзянович был главным ответственным по строительству в регионе, стал десятилетием обновления облика Татарстана. Республика показала небывалые темпы строительства. Осуществлялось обновление всего жилищного фонда, проводилась застройка современными комплексами целых микрорайонов. Татарстан практически избавился от ветхого и аварийного жилья за этот период.
Построенные при Хуснуллине микрорайоны выгодно отличались от имеющихся не только новизной, но и грамотным включением всей необходимой социальной инфраструктуры. Типовые проекты с одинаковыми архитектурными решениями сразу на бумаге объединялись с точками под коммерческую недвижимость, образовательные и медицинские учреждения. Одновременно с возведением зданий продумывалась и логистическая развязка с выходами на крупные трассы и внутренние дороги.
Время работы Хуснуллина на посту министра строительства и архитектуры совпало с подготовкой столицы Татарстана к празднованию собственного тысячелетнего юбилея и проведению Всемирной летней универсиады. К работе над обновлением жилищного фонда города прибавились амбициозные проекты модернизации и возведения новых спортивных объектов, соответствующих мировому уровню и пригодных для длительной эксплуатации в разных спортивных дисциплинах.
В этот период столица Татарстана приобрела дворец единоборств «Ак Барс», универсальный спорткомплекс «Триумф», волейбольный центр «Санкт-Петербург», крытый плавательный бассейн «Акчарлак». Были построены тренировочные центры подготовки боксёров, пловцов, легкоатлетов. Модернизирована транспортная система города — ко всем объектам были проложены широкие дороги.
К празднованию тысячелетнего юбилея в Казани были возведены два объекта, которые сейчас являются её визитными карточками. На пожертвования граждан, но под кураторством Министерства градостроения была возведена мечеть Кул-Шариф — величественное здание, возвысившееся над белоснежными стенами отреставрированного Казанского кремля. Перед стенами был разбит новый эффектный парк.
Второй объект стал ещё одним украшением города — через реку Казанку был перекинут вантовый мост Миллениум с характерным пилоном в виде огромной 45-метровой буквы М и проезжими частями под каждой из его половин. Таким образом было замкнуто Малое Казанское кольцо — одна из самых оживлённых транспортных развязок города. Это позволило разгрузить и сделать пешеходным часть исторического центра.
К Универсиаде Казань обзавелась вторым железнодорожным вокзалом, вынесенным за пределы густонаселённого исторического центра. Чтобы связать этот объект со спортивными объектами города, пришлось добавлять несколько станций метро к достаточно небольшой до этого момента и единственной Казанской ветке. Некоторые станции просто получили новые эффектно декорированные платформы.
К проведённой в 2013 году Универсиаде в Казани Марат Хуснуллин успел подготовить Деревню Универсиады и практически все спортивные объекты. Оценив его личный вклад и достижения на этом поприще, мэрия Москвы решила пригласить талантливого управленца к себе. Марат Шакирзянович получил предложение стать заместителем мэра российской столицы.
2 декабря 2010 года чиновник официально вступил в должность московского вице-мэра. В его ведение были переданы вопросы столичной градостроительной политики и строительства. Через три месяца к основным обязанностям добавилась работа по борьбе с незаконными стройками — проблемная, конфликтная и даже опасная область деятельности.
Параллельно с борьбой с незаконными постройками Хуснуллин начал заниматься проблемой пробок. Перед своей командой он поставил задачу расширить основные городские магистрали и увеличить их проходимость — сделать реальной возможность перемещения по городским улицам даже в часы пик.
Крупной вехой в карьере Хуснуллина стала совместная с мэром столицы Сергеем Собяниным работа над расширением московского метро. За время реализации этого проекта на карте столичного метрополитена добавилось более 100 км новых линий. Половина из них пришлась на Московское центральное кольцо.
Одновременно чиновник наводил порядок и в документообороте в отрасли строительства. Под его кураторством оформление значительной части документов было переведено в электронный формат.
За время работы Хуснуллина на посту вице-мэра столица получила новые обширные территории, которые сейчас называются Новой Москвой. Это самый глобальный проект в новой истории российской столицы. К площади Москвы официально были прибавлены 1480 км², ставшие Троицким и Новомосковским административными округами. Реконструкцию инфраструктуры и жилищного фонда Новой Москвы вице-мэр курировал лично, требуя от подрядчиков высоких темпов и качества всех проводимых работ. В то же время чиновник лично курировал разработку транспортной развязки вокруг жемчужины Москвы — комплекса зданий «Москва-Сити».
21 января 2020 года Марат Хуснуллин, согласно указу президента Владимира Путина, занял пост заместителя председателя Правительства РФ. В ведомство нового вице-премьера были переданы вопросы ипотечного кредитования, строительства, архитектуры и ЖКХ — стратегически важные и резонансные отрасли. Помимо того, Хуснуллину было доверено управление государственной собственностью.
В том же 2020 году вице-премьер начал курировать строительство и модернизацию инфраструктуры в южных регионах страны. В зону ответственности попал не только присоединённый ранее Крым, но и сотрудничество соседствующими с Российской Федерацией Абхазией и Южной Осетией. В 2022 году чиновник также начал заниматься восстановлением разрушенных городов Херсонской области, Донбасса и Запорожья.
В 2024 году, когда после президентских выборов было собрано второе правительство премьер-министра Российской Федерации Михаила Мишустина, Марат Хуснуллин стал одним из тех, кто практически единогласным голосованием сохранил свой пост. Это позволило не прерывать начатую работу и продолжить запущенные проекты.
Марат Хуснуллин сейчас
Продолжая работать в должности заместителя премьер-министра, в настоящее время Хуснуллин занимается глобальной модернизацией транспортных развязок на юге России — разработкой и созданием беспрепятственного выхода к необходимому для активной торговли Каспийскому морю и странам Центральной Азии. Приоритетом работы команды является строительство новых качественных дорог.
В рамках реализации поставленных задач Хуснуллин постоянно сотрудничает с коллегами и высшим руководством соседних центральноазиатских стран — Узбекистана, Казахстана, Таджикистана. На всех уровнях отмечается его серьёзный подход к делу, ответственность и умение работать на перспективу. Те же подходы чиновник реализует и в работе в новых российских регионах.
Семья и личная жизнь
Женат Марат Хуснуллин был только один раз. В браке родились трое детей — сын и две дочери. В 2018 году в прессе появилась информация о разводе чиновника. Сегодня информацию о своей личной жизни государственный деятель не разглашает, на официальных мероприятиях традиционно появляется один.
Награды и звания
- 2005 —«Медаль «В память 1000-летия Казани»»
- 2008 —«Благодарственное письмо Президента Республики Татарстан»»
- 2008 —«Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени»
- 2010 —«Орден «За заслуги перед Республикой Татарстан»»
- 2013 —«Почётное звание «Заслуженный строитель Российской Федерации»»за заслуги в области строительства и многолетний добросовестный труд
- 2014 —«Премия «Скрипач на крыше» в номинации «Государственная деятельность»»за содействие в развитии социальной инфраструктуры еврейской общины
- 2016 —«Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени»
- 2018 —«Орден Почёта»
- 2023 —«Орден Республики»за значительный вклад в восстановление и развитие отрасли строительства в Донецкой Народной Республике
- 2024 —«Звание «Почетный гражданин Казани»»