Вверх
Авторизация

Логин:

Пароль:

Забыли? Регистрация!


Другие новости
Реклама
Реклама
Николай Владимирович ЯСТРЕБОВ
| 1-01-2012, 09:10 | Просмотров : 810
ЯСТРЕБОВ Николай Владимирович. (10 (22). VII 1869, Ветлуга, Костромск. губ.– 17. V 1923, Прага) – историк-славист. Сын священника, окончил Костромск. духовную семинарию, поступил в Петерб. духовную акад. (1890), затем перешел на ист.-филол. фак. Петерб. ун-та (1891–1895), закончив его с дипломом первой степени. Оставлен для приготовления к проф. званию по каф. славяноведения (специально по истории славян). В заграничной командировке (1900–1902) изучал зап. и юж. славян, земли, два семестра занимался в Венек, ун-те историей юж. славян, один семестр в Ин-те по австр. ист. исследованиям – палеографией и дипломатикой, один семестр – в визант. семинаре Мюнхенск. ун-та, около года – в б-ках и архивах Праги, собирая материал для науч. работ и слушая лекции крупных чеш. историков. Подготовка под руководством виднейших европ. ученых способствовала тому, что Я. стал крупным специалистом по славян, истории. Прив.-доц. (1902), экстраорд. проф. Петерб. ун-та (1914) по истории славян, магистр славян, филологии (1908), проф. Высших женских курсов (1909). Чл.-кор. Чеш. о-ва наук (1910). В 1919 эмигрировал из России, с 1920 проф. истории славян в Праге. По полит, взглядам Я. был либералом. В 1905 учредил т. н. «партию свободомыслящих», объединившую несколько петерб. интеллигентов под лозунгом «свободной критической мысли» и «эволюционного развития о-ва по направлению к свободе». В 1906 партия распалась, но Я. и позднее выступал в печати как защитник буржуазных и конституционных свобод и противник революционных действий. Я. неоднократно встречался с гл. полит, лидером чеш. буржуазии Т. Г. Масариком и тяготел к его полит, платформе. После Октябрьской революции в полит, деятельности не участвовал. Я. был первымцроф. Петерб. ун-та, специально подготовленным для преподавания истории славян. Он читал общие курсы по истории славян (Чехии, Польши, юж. славян), вел семинары по истории славян, народов – гуситскому движению, истории Польши конца XIV – начала XV в., законнику Ст. Душана и т. п. В пед. целях Я. издал свои курсы по древней истории славян, истории Чехии, истории болг. народа, истории балт. славян; редактировал пер. и переводил сам науч. литературу по истории Полыни, чем способствовал распространению знаний об истории славян в России. Я. издавал также учеб. сборники док. по различным периодам истории славян. Как ученый Я. интересовался широким кругом вопросов, издал очерки истории польск. и болг. народов, книги о Галиции и Чехословакии, поместил множество статей о славян, истории и культуре в энциклопедиях, публиковал рец. на соч. по истории славян во многих периодических изд. в России и за рубежом. Отстаивал право славян, народов на нац. независимость. Гл. работы Я. касаются истории Чехии, особенно Идеологических течений средних веков. Я. обнаружил в одной рукописи Чеш. музея соч. «О возникновении общины чеш. братьев и порядке в ней», доказал его принадлежность знаменитому чеш. просветителю Я. Благославу и опубликовал с большой статьей на яз. оригинала и в рус. пер. (СбОРЯС, 1902, т. 71, прил. № 1). Эта находка Я. была высоко оценена совр. наукой. Большой резонанс получила также обработка Я. малоис-следованного соч. мыслителя гуситской эпохи Петра Хельчицкого «О трояком народе» (СбОРЯС, 1903, т. 77, прил. № 1). Много нового внес Я. в освещение частных вопросов гуситского движения (например, о соотношении учений Хельчидкого и Гуса). В 1908 Я. издал свое гл. соч.– «Этюды о Петре Хельчицком и его времени» (вып. 1), построенное на всех доступных источниках, как изданных, так и архивных. Кроме обширного критического обзора литературы по идеологии гуситской эпохи и особенно по наследию Хельчицкого, книга внесла существенные доп. в представления об идеологической борьбе этой эпохи. Я. доказал, что Хельчицкий является автором соч. «О духовной борьбе», «О святой церкви», и проанализировал их, подробно исследовал отношение Хельчицкого к таборитам, высказал соображения по датировке нек-рых источников. Я. предложил также прогрессивную концепцию гуситского движения в целом, оценил его как продукт западноевроп. среды, решительно отвергнув славянофильскую трактовку движения как «православного». Оценка Я. доказывалась обширным документальным материалом. Труд Я. стал большим достижением рус. гуситологии и был удостоен Уваровской премии АН. Чеш. историки, критикуя отдельные положения книги, отметили, однако, что «Этюды» превышают все ранее появившееся в рус. литературе об идеологии гуситской эпохи и «не уступают» соответствующим чеш. трудам. Эта оценка представляется заниженной: в то время и в чеш. литературе не было труда, равного «Этюдам». Позднее Я. доказал принадлежность Хельчицкому «Реплики против Рокицаны» и обосновал ее датировку 1433–1435 гг. Я. внес также большой вклад в развитие и укрепление связей между чеш. и рус. учеными. Его эпистолярное наследие – ценный материал о полит, событиях в Чехии и России и о состоянии науч. славяно-ведения в первые полтора десятилетия XX в.
 

Добавить комментарий

Ваше Имя:


Текст сообщения: