Вверх
Авторизация

Логин:

Пароль:

Забыли? Регистрация!


Другие новости
Реклама
Реклама
Иван Яковлевич ФРАНКО
| 1-01-2012, 09:10 | Просмотров : 702
ФРАНКО Иван Яковлевич. (27. VIII 1856, с. Нагуевичи близ Дрогобыча, Галиция,– 28. V 1916, Львов) – писатель, ученый, обществ. деятель революционно-демократического направления. Родился в семье крестьянина-кузнеца. Окончил гимназию в Дрогобыче(1875) и филос. фак. Черновицк. ун-та (1891). Не допущенный властями к преподаванию в ун-те, сотрудничал в укр., польск., рус. и нем. печати; вместе с женой издавал укр. ежемесячный лит.-науч и обществ. - полит, журн. «Житте i слово» (1894–1897) ; с 1898 – чл. Науч. о-ва им. Т. Г. Шевченко во Львове. В многообразном творчестве Ф. заметное место принадлежит работам по истории, литературе, нар. творчеству и яз. зап. и юж. славян, а также пер. славян, авторов. Ф. активно сотрудничал в качества автора и ред. в польск. рабочей газ. «Праца» (1878–1881), в демократической польск. газ. «Курьер львовски» (1878–1897), в варшавск. позитивистских изд.– «Правда», «Пшегленд тыгодневы», выходившем на польск. яз. в Петербурге соглашательском еженедельнике «Край» и в польск. периодических изд. («Пшегленд сполечны», «Глос», «Атенеум»). Интернационалистские убеждения Ф. сложились в обстановке развертывания в последней четверти XIX – начале XX в. национально-освободительной борьбы трудящихся Галиции. Ф. отстаивал идею славян, солидарности, пытался увязать вопрос нац. освобождения славян, народов и их объединения с борьбой за социальное освобождение. Он видел в нем. националистической буржуазии общего врага славян.. Ф. справедливо отмечал, что идея объединения славян на демократической основе играла важную роль в борьбе передовых деятелей славянства. Нац. вопрос Ф. связывал с вопросом полит. На первое место он ставил необходимость полит, союза славян в борьбе за свое освобождение. Ф. разделял федералистские идеи, понимая под этим самоуправление каждой нац. единицы при свободных связях славян, народов для защиты общих интересов; выступал против реакционных панславистских теорий. Ф. возражал против объединения славян, народов под эгидой царского самодержавия. Вместе с тем он с одобрением относился к союзу славян, народов и прогрессивных сил России. К католическому панславизму, идеологи к-рого стремились разорвать узы дружбы между славян. народами и Россией, Ф. относился с осуждением, указывая на то, что католицизм освящает нац. политику Австро-Венгрии и помогает ее правителям разжигать вражду между подвластными славян, народами. Проживая в Галиции, населенной преимущественно украинцами и поляками, Ф. много внимания уделял укр.-польск. отношениям. Он отвергал националистическое противопоставление интересов укр. и польск. народов, отстаивал мирное разрешение нац. противоречий в Галиции, взаимное уважение нац. особенностей и традиций; осуждал попытки примирить укр. народ с польск. шляхтой; видел основу единения в дружбе и солидарности трудящихся обеих наций и призывал вести в этом духе агитацию. В то же время Ф. несколько переоценивал значение крестьянского движения и обществ.-полит, организаций крестьянства. Ф. много писал о положении в Галиции, России, Польше, в частности освещал вопросы классовой, освободительно!! борьбы. Ф. поддерживал реализм и народность в польск. литературе, ратовал за расширение и укрепление укр.~ польск. лит. связей. В 80–90-х годах XIX в. вышли важнейшие труды Ф. в области польск. литературы, наладились его творческие контакты с известными польск. писателями Б. Прусом, Э. Ожешко, М. Конопницкой, Я. Каспровичем. В 1878–1881 Ф. широко популяризировал марксистскую теорию, в частности произведения К. Маркса и Ф. Энгельса. В 1880 Ф. вместе с Л. Инлендером и В. Червеньским создал «Программу польск. и русин, социалистов Вост. Галиции» (изд. в 1881 в Женеве на польск. яз.), в к-рой в духе идей «Манифеста Коммунистической партии» охарактеризовано буржуазное о-во, разоблачается аитинар. сущность галицийских буржуазно-помещичьих партий и группировок. В журн. «Квартальник хсторычны» Ф. преимущественно выступал с материалами о рус. и укр. лит. и науч. жизни. Ф. изучал творчество польск.- укр. школы романтиков Б. Залесского, С. Гощиньского, А. Мальчевского и др.; при этом он осуждал вост. экспансию Польши, выступал против идеализации Польши XVI в. Широкие связи писателя с польск. общественностью прекратились в 1897 после опубликования им 8 мая в журн. «Цайт» (Вена) статьи об А. Мицкевиче, в к-рой наряду со справедливой критикой польск. реакции, содержалась односторонняя и неправильная оценка поэмы «Конрад Валленрод» как апологии валленродизма, т. е. оправдания измены. Ф. внес значительный вклад в развитие чеш.-укр. отношений. Еще в старших классах гимназии он переводил Краледворскую и Зеленогорскую рукописи. В трудах Ф. отмечалось становление критического реализма в чеш. литературе, высоко оценивалось творчество видного поэта и ученого Я. Коллара, его идеи славян, единства, борьбы за освобождение, его влияние на культурное развитие Галиции и др. укр. земель. Вместе с тем Ф. показал, что Коллар рассматривал славян как единое племя и не выделял особенностей каждого из славян, народов. Ф. переводил лучшие произведения чеш. поэтов К. Гавличека- Боровского, Я. Врхлицкого, С. Чеха, Я. Неруды, Я. Махара, С. Халупки, Ю. Зейера, Э. Красногорской, глубоко проанализировал творчество К. Гавличека-Боровского, подчеркнув, что этот писатель четко различал интересы народа и господствующих классов. Я. Врхлицкий привлекал внимание Ф. многогранностью тематики и поэтического таланта. Однако Ф. критиковал поэта за ограниченность филос. мысли, отсутствие психологической характеристики героев. Ф. посетил чеш. этногр. выставку в Праге (1895), подробно писал о ней в печати, отмечая энергию, талантливость и свободолюбие чеш. народа. За заслуги в области этнографии ком. выставки наградил Ф. почетным дипломом и бронзовой медалью. Тесные науч. контакты Ф. поддерживал с чеш. этнографом Ф. Ржегоржем, нек-рое время проживавшим в Галиции и немало поработавшим над духовным сближением чеш. и укр. народов. В конце XIX в. Ф. по предложению А. Черного написал несколько статей об укр. литературе для чеш. журн. «Славянски пшеглед», а также заметки об укр. деятелях для чеш. энциклопедии «Науч. словарь Отта». Ф. уделял много внимания изучению рус., польск., серб., хорв., болг., чеш. фольклора; особенно тщательно прослеживал традиции взаимосвязи песенного творчества различных славян, народов. Рус., польск., чеш., болг., серб, печать конца XIX – начала XX в. публиковала много откликов на труды Ф. Он принимал активное участие в работе этнографического общества («Towarzystwo ludoznawcze») во Львове. Со студенческих лет Ф. проявлял большой интерес к болг. и серб. нар. эпосу, изучал и переводил гайдуцкие песни, исполненные мотивов социальной и нац. борьбы. Ф. переписывался с болгарами – филологом И. Шишмановым, писателем П. Тодоровым, проф. Софийск. ун-та Л. Милетичем, акад. С. Романским; дал глубокий анализ древней славян, письменности, раскрыл связи между рус.-укр. и южнославян. лит. традициями; печатался в возглавляемом В. Ягичем журн. «Архив фюр славшие филологи».
 

Добавить комментарий

Ваше Имя:


Текст сообщения: