Вверх
Авторизация

Логин:

Пароль:

Забыли? Регистрация!


Другие новости
Реклама
Реклама
Михаил Александрович МАКСИМОВИЧ
| 1-01-2012, 09:10 | Просмотров : 1

МАКСИМОВИЧ Михаил Александрович (3(15).IХ 1804, х. Тимковщина, Золотоношск. у., Пол- тавск. губ.– 10(22). XI 1873, х. Михайлова Гора близ. с. Прохоровка, Золотоношск. у., Полтавск. губ.) – ботаник, историк, филолог, фольклорист, этнограф. Из мелкопоместной семьи; образование получил в Новгород-Северск. гимназии (1819) и Моск. ун-те (1823), где учился на двух отдниях – словесном и . Природоведческом. С 1826 заведовал ботаническим садом и преподавал ботанику в Моск. ун-те (с 1833 – зав. каф. ботаники). В 1834–1835 ректор Киевск. ун-та; чл.-кор. Рос. АН (1871). М.– один из зачинателей укр, журналистики и фольклористики, составитель и издатель альманахов «Денница», «Киевлянин», «Украинец», сборников «Малорус, песни», «Укр. нар. песни» и др. Развитию фольклорно-этногр. интересов у М. способствовали труды А. Чарноцкого - (3. Доленги-Ходаковского), К. Бродзиньского, В. Караджича. М. имел дружеские отношения и деловые контакты с О. М. Бодянским, П. И. Шафариком и др. славистами. В «Критико-ист. исследовании о рус. яз.» (ЖМНП, 1838, №3) М. разработал свою классификацию славян, яз., подразделив их на две группы: вост. и зап. В 1845 в Киеве издана первая часть неоконченного труда М. «Рус. речь в сравнении с западно- славян.». В 40–60-х годах в «Москвитянине» и «Киевлянине» опубликовал критико-библиогр. статьи о карте славян, составленной П. Шафариком, об особенностях лужиц, наречий, о польск. пословицах и др. В связи с изучением истории Украины XIV–XVIII вв. М. затронул нек-рые проблемы истории Польши. В частности, в работах «О причинах взаимного ожесточения поляков и малоросиян, бывшего в XVII в.» (Беседа, 1857, кн. 8) и «Ист. письма о казаках приднепровских» (День, 1863, № 44, 46; Киевлянин, 1865, № 23–25) М. писал о несостоятельности концепции культуртрегерской миссии шляхетской Польши на укр. землях, разоблачал католицизм и униатство как орудие духовного порабощения укр. народа польск. па нами, подчеркивал правомерность освободительной борьбы нар. масс, завершившейся в 1654 воссоединением Украины с Россией. М. критиковал польско-шляхетскую историографию за попытки трактовать гайдамацкое движение как -грабежи уголовных преступников (см. его статьи: Известия о гайдамаках.– Москвитянин, 1845, № 5–6; Сказание о Колиивщине.– РА, 1875, вып. 2). Вместе с тем в истолковании антифеодальных движений на Украине проявлял либеральную ограниченность, переоценивая значение церк.-религ. и культурно-идеологического факторов в качестве движущих сил борьбы укр. народа против польск. панов.
 

Добавить комментарий

Ваше Имя:


Текст сообщения: