Вверх
Авторизация

Логин:

Пароль:

Забыли? Регистрация!


Другие новости
Реклама
Реклама
Петр Лаврович ЛАВРОВ
| 1-01-2012, 09:10 | Просмотров : 638
ЛАВРОВ Петр Лаврович. (2(14) . VI 1823, Мелехово, Великолукск. у., Псковск. губ.– 25.1(6.11) 1900, Париж) – теоретик рус. революци-онного народничества, философ, публицист, социолог, историк. Родился в семье помещика. Окончил Артиллерийское училище в Петербурге (1842), преподавал математику и артиллерию в воен.-учеб. заведениях Петербурга (1844–1866); с 1858 – в чине полковника. Написанные в годы Крымской войны антиправительственные стихотворения Л. в 1857 печатались в изданиях Вольной рус. типографии в Лондоне. С конца 50-х годов выступал со статьями по педагогике, естествознанию, философии, истории физ.-мат. наук. В 1861 произнес речь на студенческой сходке в ун-те, подписал публичные протесты против ареста М. Л. Михайлова, против реакционного проекта унив. устава, травли студентов в печати. В 1862 сблизился с Н. Г. Чернышевским, вступил в тайное революционное о-во «Земля и воля». В 1863–1866 был негласным ред. «Заграничного вестника». После выстрела Д. В. Каракозова в царя в 1866 арестован, предан воен. суду и в 1867 сослан в Вологодск. губ. Там Л. написал «Ист. письма» (1868–1869, под псевд. П. Миртов; Избр. соч. на социально-полит. темы, т. 1), ставшие на многие годы программным док. революционного движения не только в России, но и в др. странах Европы. В февр. 1870 при содействии Г. А. Лопатина бежал из ссылки и в марте прибыл в Париж. Осенью1870 по рекомендации Л. Варлена вступил в I Интернационал, участвовал в Парижской Коммуне 1871. По поручению Коммуны в мае 1871 выехал в Лондон, где познакомился с К. Марксом и Ф. Энгельсом. В 1873–1876 ред. журн. и газ. «Вперед!» (Цюрих, Лондон), ставших трибуной не только рус. революционного, но и междунар. рабочего и социалистического движений. В 1877 из Лондона переехал в Париж. Организовал (1878) рус.-польск. революционный кружок, установил связь с варшавск. социалистическим подпольем, с рус. организациями «Черный передел» и «Нар. воля». В 1879– 1880 предпринимал попытки создания тайной междунар. «Федерации для подготовления социальной революции» (на принципах Междунар. товарищества рабочих). Один из организаторов «Рус. социально-революционной б-ки» (1880–1882), за-граничного Красного Креста Нар. воли (1882), ред. «Вестника Нар. воли» (1883–1886). В 1884 составил программу «Б-ки социального знания» моек. О-ва переводчиков и издателей, где указаны многие произведения по истории развития социалистической мысли и революционного движения в России и на Западе. Участвовал в создании «Социалистической б-ки Цюрихск. лит. социалистического фонда» (1888), Группы старых народовольцев (1892) и ее издания «Материалы для истории рус. социально-революционного движения» (Вып. 1–6. Женева, 1893–1896) . JI. активный участник меж- дунар. социалистического и рабочего движения. Осн. славистические труды Л.– «Философия истории славян» (03,1870, № 6–7) и публичные лекции «Роль славян в истории мысли», прочитанные в дек. 1872 в Цюрихе эмигрантам славян, национальностей (тексты не опубл.; хранятся в ЦГАОР, ф. 1762, оп. 2, д. 204). В них, используя богатый фактический материал, собранный в трудах В. Яги- ча, Ф. Рачки, А. Н. Афанасьева,А. Н. Пыпина, Л. выступил с критикой системы взглядов славянофи-лов (А. С. Хомякова, И. В. Киреевского, А. Ф. Гильфердинга и др.) об особом пути ист. развития России и зарубежных славян, народов, рас-смотрел воззрения на историю славянА. Мицкевича, А. Клявеля, Э. Литтре, Г. Н. Вырубова, а также Г. Росцоффа и др. нем. писателей и историков. В противоположность идеалистическим представлениям романтической историографии о патриархальности обществ, строя славян, Л. стремился вскрыть социальные противоречия, внутренние потрясения и антагонизм ранних и поздних славян. гос. образований, выявить классовую сущность движения богомилов на Балканах и гуситов в Чехии, одновременно связывая эти движения с общеевроп. ист. развитием, отмечая их воздействие на процесс формирования европ. культуры. Л. выступал против выдвижения славянофилами на первый план ист. развития славян, народов перенесенного из Византии «церковного элемента» и одновременного затушевывания ими «племенного славян. элемента». В собственных взглядах на славянство Л. исходил из концепций «субъективной социологии», пытаясь, в частности, доказать, что в развитии мысли славян, племена (в сравнении, в частности, с германскими) обладают способностью более полно и цельно понимать многие из вопросов этой области, давать на них «истинные и передовые решения»; в «славян, уме», по мнению Л., заключается возможность сильного и оригинального творчества мысли, всестороннего усвоения вопросов и их смелого решения. Лекции «Роль славян в истории мысли» являются ценным и не ис-пользованным еще источником для изучения ист. и филос. наследия Л. Отдельные высказывания Л. по истории и культуре славян, народов содержатся также в его «Ист. письмах» и в работах «Опыт истории мысли нового времени» (Т. 1, ч. 1–2. Женева, 1888–1894; т. 1, вып. 5. Женева, 1889), «Важнейшие моменты в истории мысли» (М., 1903, под псевд.: А. Доленги).
 

Добавить комментарий

Ваше Имя:


Текст сообщения: