Вверх
Авторизация

Логин:

Пароль:

Забыли? Регистрация!


Другие новости
Реклама
Реклама
Михаил Осипович КОЯЛОВИЧ
| 1-01-2012, 09:10 | Просмотров : 1

КОЯЛОВИЧ Михаил Осипович. (20. IX(2. X) 1828, м. Кузница Со- кольск. у. Гродненск. губ. – 23. VIII (4. IX) 1891, Петербург) – историк и публицист. Сын священника. Окончил духовное училище, в 1851 – Литов, семинарию в Вильно, в 1855 – Петерб. духовную акад. со степенью магистра. Преподавал в Рижск. и Петерб. духовных семинариях. С 1856 служил в Петерб. духовной акад. на каф. сравнительного богословия, затем – рус. истории; с 1869 до конца жизни занимал каф. рус. гражданской истории. Был засл. проф., почетным чл. СПб. славян, благотворительного о-ва, чл. Археогр. комис. Сотрудничал в «Церк. вестнике», «Христианском чтении», «Журн. Мин-ва нар. просвещения», газ. «День», «Гражданин», «Новое время» и др. Активно защищал панславистскую концепцию историй России и славян, народов. Свои взгляды на рус. историю особенно четко сформулировал в речи «Ист. живучесть рус. народа и ее культурные особенности» (СПб., 1883). К этим особенностям К. относил любовь к земледелию и способность к промышленности и торговле. Гл. характерной чертой рус. народа считал раннее сознание необходимости объединяющей гос. власти, к-рая воплотилась в «моек, единодержавии» с земскими соборами и «всенародовластным царем во главе». Осн. соч. К. поев, истории Польши и польско-рус. отношений, прошлому западнорус. земель. По мнению К., несмотря на объединение Польши с Литвой (1386) и Люблинск. полит, унию (1569), рус. народность в Польше и Литве всегда тяготела к православной вере и России. Разрабатывая историю латинизации и полонизации «западнорус. края», К, стремился доказать, что на этой земле «возродилось старорус. начало». Как публицист К. выступал гл. обр. по «делам Юго-Зап. края», проявляя особую активность в период польск. восстания 1863–1864. Защищая охранительную точку зрения, К. находился в одном лагере с реакционным, публицистом М. Н. Катковым. Левая печать вполне справедливо квалифицировала идеи К. как обскурантистские, а нек-рые его статьи – как полицейские доносы на демократические издания. Взгляды К. на зап. и юж. славян несколько умереннее. Он призывал к изучению «славян, мира», развитию межславян. связей, объединению всех славян под знаменем кирилло-мефодиевской идеи и православия. Не выступая за полит, объединение славян под эгидой России, К. сознавал, что и чисто культурное их объединение связано с серьезными переменами в жизни и сознании славян, народов и потому трудноосуществимо. С 1864 по 1887 К. выпустил четыре изд. своих лекций «Чтения по историй Зап. России»; в 1884 издал монографию «История рус. самосознания» (Изд. 3. СПб., 1901). В последней подводится итог многолетним исследованиям по рус. и славян, истории. Книга проникнута субъективизмом и тенденциозностью. К. резко отрицал всякое . положительное влияние зап. цивилизации на Россию, а все «беды России» объяснял «интригами немцев». Он разрабатывал лишь те материалы, к-рые подтверждали заранее сформулированную им концепцию развития рус. историографии и истории. Либеральная и демократическая критика единодушно осудила идейные основы и методику монографии К., к-рая стала свидетельством разложения славянофильства как ист.-филОсоф. направления.
 

Добавить комментарий

Ваше Имя:


Текст сообщения: